Казахи — тюркский народ,
коренное население Казахстана. Составляют значительную часть населения в
смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана,
Туркменистана, Киргизстана.
Язык — казахский.
Религия
Большинство верующих
казахов — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба (мусульманская
правовая школа). Есть казахи-атеисты.
История национального
казахского костюма
Традиционный казахский наряд
претерпевал множество изменений, и в каждом случае влияние оказывали какие-то
другие народы. До 2 века до н.э. предки казахов носили одежду из меха и кожи.
Но затем на смену звериному стилю пришел полихромный. Стали использоваться
другие ткани кроме кожи и меха – это сукно, войлок и импортные материалы: шелк,
парча и бархат. Главной особенностью этого стиля является наличие декоративных
элементов и украшений в нарядах. На формирование народного костюма казахов в
дальнейшем оказали большое влияние татары, русские, тюрки и среднеазиаты.
Женский народный казахский костюм стал более привлекательным, платье в поясе
было приталенным, а юбка стала расклешенной с оборками. Появился отложной
воротник.
К концу XIX века казахский
народ уже шил одежду в основном их хлопчатобумажной ткани, а зажиточные люди
позволяли себе и более изысканные материалы.
Казахи ценили шкуры куланов,
сайги и тигров, а также темные меха - енота, выхухоля, соболя, куницы и белые -
горностая и хорьков. Самыми дорогими мехами были меха соболя и куницы,
остальные ценились дешевле. Из шкур шили шубы. Общее название шубы у казахов -
ТОН. Шубы из меха пушных зверей назывались "ИШИК". Меховая шуба,
крытая высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданом
невесты. Она называлась "БАС ТОН". Казахи знали технику изготовления
шуб из лебяжьего пуха, пуха гагар и цапель. Шубы из меха покрывались сукном,
шелком, парчой итд. и различались по названию ткани или по ее цвету. Только
знатные люди носили шубу, крытую синим сукном и отороченную бобром, - КОК ТОН.
Менталитет
С детских лет у человека
формировалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу
родителей. Старший в семье или в роду — это непререкаемый авторитет. Обращение
к старшим допускалось только на "вы", но это нисколько не отдаляло
детей от родителей, а, наоборот, способствовало их почитанию. Невесткам никогда
не разрешалось называть родственников мужа по именам: она должна была придумать
им псевдонимы. Подобное общение считалось нравственным эталоном, который и
по сей день сохранил свою значимость.
Особая роль в процессе
воспитания подрастающего поколения всегда придавалась родителям.
Верность роду обычно
закреплялась в клятвах, которые давались джигитом, вступающим в жизнь в день
его совершеннолетия. Местом для присяги служило какое-либо возвышение. В
присутствии всех родственников произносилось признание в верности своему роду,
что имело определенное моральное-психологическое значение и социальный смысл в
качестве назидания молодым, вступающим в самостоятельную жизнь.
"Отказ от своих слов —
смерть для мужчины", — утверждала народная мудрость. Поэтому мужскому
слову придавалось большое значение, а отец семейства незыблемо почитался
всеми. Кроме того, требовалось безоговорочное выполнение указаний старших.
В традициях казахского народа
до сих пор сохранились ритуалы приветствий, которые характеризуются почитанием
и уважительным отношением к старшим.
Вежливое и почтительное
отношение к муллам и другим деятелям религии считалось наиболее важным. Эти
традиции строго соблюдались во всех регионах Казахстана. Народ верил, что
несоблюдение этических норм взаимоотношений может обрушить беды на всю семью.
Уважительное и внимательное
отношение к женщине также присуще казахскому народу. Представительницам слабого
пола разрешалось не закрывать лицо (в отличие от других народов Востока), они
могли наравне с мужчинами участвовать в айтысах, народных играх и праздниках.
Юноши-джигиты всегда были готовы защитить честь женщины и отомстить обидчикам в
случае ее оскорбления.
Быт
В юрте имелось четкое
разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов
семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям, ближе к входу,
в левой стороне юрты. Почетное место — төр, находящееся в самом
отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначалось для старейшин рода,
гостей, сватов. Слева от него находилась семейная (женская) половина хозяев
юрты — сол жақ. Правая часть — оң жақ, считалась мужской или
гостевой, а также отводилась взрослым детям, и, в первую очередь, незамужним
девушкам, достигшим совершеннолетия. Если умирал хозяин юрты, его тело
переносили из левой части юрты в правую, ибо он становился "гостем" и
вскоре должен был покинуть дом.
В центре юрты находился очаг —
священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тлеющие угли
закапывали в золу, а утром разжигали их. При отделении старших сыновей им
давали отдельную юрту и огонь от большой отцовской родовой юрты — үлкен үй.
При первом входе в свадебную юрту или юрту свекра невестка лила растопленное
сало в огонь очага, приговаривая: "Мать-огонь, благослови". В случае
развода (что случалось довольно редко) огонь — қазан ошақ, не
разрешалось отдавать, так как он символизировал жизнь рода. Наиболее
характерные благожелательные пожелания связаны также с очагом. Они гласят:
"Пусть не гаснет огонь в твоем очаге", "Пусть будет благоденствие
и счастье у твоего очага" и т.д. С благоговейным отношением к огню
связаны также запреты плевать или выливать в него что-либо, а также перешагивать
или перепрыгивать через него.
Национальная кухня
Основные блюда — мясные.
Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже
верблюжатина. Одно из популярных казахских блюд называется «ет-тамак».
Также популярны куырдак (жареные
кусочки в основном мяса, а также и печени, почек, легких, сердца
и т. п.), «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с
луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и
моркови), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный
суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко
относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из
конины, делится по степени жирности), карта, шужык, ветчина — жая.
Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов
фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он
относится к экзотике даже у казахов. Из рыбных блюд наиболее известен Коктал —
рыба горячего копчения, заправленная овощами.
Кроме мясных блюд, существует
большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс, шубат (кислое
верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак
(сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (более
кислый обезвоженный айран), курт (высушенный қатық), ірімшік (сушёный
творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный
напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается
чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай с молоком (также
используют сливки).
Традиционный хлеб трех видов: баурсаки —
жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки
жареные в кипящем масле — шелпек; «таба-нан» — лепешки в глиняных
сковородах, испечённые под кизяком; тандыр — лепёшки испечённые в
тандыр-печи.
Казахская музыка
Распространенной формой
казахского музыкального творчества является кюй (традиционная
казахская инструментальная пьеса). Кюи характеризуются простой, смешанной и
переменной метрикой и разнообразными формами: от простого наигрывания до
многочастотных построений типа рондо. Музыка кюев может включать в себя частицы
пентатонных звукорядов и основана на диатонике. Для казахов кюй —
больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его
обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши,
среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не
только на домбре).
Казахские праздники и традиции
Наурыз – самый любимый и
ожидаемый праздник в году. Он символизирует наступление весны, обновление всего
живого, изобилие и плодородие. Праздник совпадает с днем весеннего
равноденствия. Люди одевают национальные одежды и ходят с дарами и подношениями
друг к другу в гости. Народные гуляния в этот день повсюду.
Еще один интересный обычай –
дастархан, символизирующий гостеприимство. Эта казахская народная традиция
известна далеко за пределами страны. В любое время дня и ночи, если в дом
постучался человек и попросил помощи, пищи или ночлега, ему не могут отказать.
При этом никто не задает лишних вопросов, не расспрашивает гостя о его
проблемах.
Дастархан устраивается и
по праздникам. Тогда от угощений ломятся столы, а гостям предлагаются самые
лучшие блюда. Почетный гость традиционно получает баранью голову,
приготовленную определенным образом. Гость делит ее между участниками пиршества
в соответствии с рангом каждого.
К традициям и обрядам
казахского народа стоит отнести и церемонию чаепития. По-особому заваренный
чай, залитый кипятком из самовара, распивают сидя на подушках за низеньким
столиком. Чай пьют из широкой пиалы, предлагая первую самому почетному гостю
или члену семьи. Традиции казахов – это целая философия, постичь которую можно
только прожив с казахами бок о бок не один год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий