Узбеки — тюркоязычный народ.
Являются основным и коренным населением Узбекистана. В постсоветской
Средней Азии представляют самую многочисленную из этнических групп.
Вероисповедание —
преимущественно мусульмане-сунниты. Более 48 % населения Узбекистана
проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием.
Узбеки традиционно занимались ремёслами и торговлей. Самый крупный по
численности населения этнос Средней Азии.
Жилище
В жилищном строительстве
используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства:
сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для
постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.
У узбеков существовали разные
региональные школы зодчества. Среди них наиболее самостоятельными и
своеобразными были ферганская, бухарская, хивинская, шахрисябзская и
самаркандская. Их особенности выражались в конструкции, строительных приемах,
планировке и т. д.
Одеяние
Мужская и женская одежда
узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате
или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком)
или носили свободным. С конца XIX — начала XX века распространилась верхняя
одежда в талию — камзол. Головные уборы у мужчин — тюбетейки,
войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из
дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу,
закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до
рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные
женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой
подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.
В одежде наряду с
распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс —
стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской
прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на
короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко
сочетающееся с шароварами). Практически вышли из употребления паранджа и чачван.
Основной головной убор женщин — платок, хотя ношение платка не является
обязательным.
Узбекская кухня
Традиционные - манты и плов
Узбекская кухня характерна
своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных
растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб,
выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде
различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые
мучные изделия, в том числе — десертные. Ассортимент блюд отличается
разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавля)
и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным
молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан (базилик)
и т. д.). Разнообразны молочные продукты — катык, каймак,
сметана, творог, сузьма, пишлок (сушеный сгусток творожных
хлопьев от нагрева катыка или простокваши), курт и т. д.
Мясо — баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина.
Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других
регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты.
Излюбленное блюдо — плов.
Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы,
дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный
напиток — чай, чаще зелёный.
Менталитет
Для узбекского менталитета
характерны такие черты, как трудолюбие, уважением к старшим, приверженность
семейным устоям и этническим традициям, а так же гостеприимство.
Важным для узбекским понятием
является «ангиша», смысл которого заключается в изначально миролюбивом
восприятии человеческих ошибок, мудром и терпимом отношении к агрессии или
негативации в свой адрес. Подобная восточная толерантность, обусловленная
узбекской ментальностью, дает возможность оппонентам обдумать свои действия и придти
к компромиссу.
Для представителей узбекского
этноса характерна высокая релевантность родственных отношений, так как по их
мнению: «любые родственные связи от Бога». Независимо от социального положения
родственника и интенсивности общения с ним, члены «семейного клана» всегда
помогут узбеку решить проблему. Подобная сплоченность связана с тем, что семья
является основой узбекского этноса, а семейные ценности – ценностями всего
народа. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений.
Общественный и семейный уклад
жизни узбеков - определяется исламской традицией. Уважение к старшим и
безусловное подчинение главе семьи являются фундаментом узбекской семьи. Как
правило, каждый мусульманин добровольно отчисляет часть заработанных денег
(по-узбекски такое пожертвование именуется «закят») в пользу нуждающихся
или на богоугодные дела.
В каждом узбекском селе или
городе традиционно существует соседская община (на узбекском «махалля»),
наделенная определенными функциями самоуправления на местном уровне.
Раньше махаллями управляли
аксакалы и старейшины, в современном Узбекистане председатель махали
(по-узбекски «раис») – должность выборная. Центром махали и «резиденцией» раиса
обычно является чайхана (чайхона), являющаяся примерным «аналогом» английского
клуба. В чайхане собираются старейшины и участники махали среднего возраста,
чтобы обсудить насущные проблемы и пути их решения. Женщинам там появляться не
принято. В Узбекистане существует поговорка: «Человек рождается и живет в
махалле, и махалля провожает его в последний путь».
Следует упомянуть и древний
узбекский обычай взаимопомощи «хашар» (в переводе с арабского и
персидского (фарси) – «совместный труд, благотворительность»). Это
мусульманская традиция добровольного безвозмездного труда, чтобы помочь
определенной семье построить дом или благоустроить свой квартал, район, улицу.
Решение о «хашаре» обычно принимает вся махалля.
Национальные обряды, игры,
праздники
Узбекский этнос является одним
из самых древних этносов, когда-либо существовавших на планете. Кроме того это
самый многочисленный этнос в Средней Азии. Соблюдение обычаев и традиций всегда
было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального
статуса. Это обусловлено тем, что самосознание и самоуважение среди народов
Центральной Азии прививается исламом.
Все начинается с приветствия
С древних времен у народов
Средней Азии сложилась традиция - встречаясь, мусульмане должны обязательно
приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том
случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось
признаком хорошего тона.
А кто кого должен был
приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были
приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более
высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа
должны были приветствовать своих слуг, а младшие - старших. Ну а если
одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного
человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было
отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу.
С кем же не следовало
здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало
здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или
чтением Корана, если человек был занят едой или находился в отхожем месте и
т.д. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более
отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.
Знаменитое узбекское
гостеприимство
Восточное гостеприимство - это
не просто обычай, это нравственный закон, пришедший к нам из глубины веков.
"Гостеприимство - выше мужества" - так гласила старинная пословица. И
это не пустые слова. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не
угостить или принять его плохо - такое не гостеприимство ложилось тяжким
позором не только на семью, но и на весь род. В гостеприимстве нельзя было
отказывать даже врагу.
Законы гостеприимства дошли и
до наших дней, превратившись в добрую традицию. Узбекские семьи - это, как
правило, большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание
старших - вот еще одна главная традиция узбекского народа.
Чаепитие
Традиционно любая трапеза в
узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает
особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать этим
изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или
хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в
маленьких чайниках и разливают его в маленькие пиалы. Перед тем, как угощать
чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает ее
обратно в чайник. Этот старинный обычай придуман неслучайно - таким образом чай
быстро заваривается, разлитая по пиалам заварка будет одинаковой. И не
удивляйтесь, если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент
гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.
Как объясняется столь странный
обычай? Все очень просто - гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и
снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные
обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения к
гостеприимному семейству. Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем
наполовину, ее удобно держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем
пальцы, а хозяева с радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью
лишний раз поухаживать за гостем.
Бывают ли случаи, когда гостю
наливают полную до краев пиалу чая? В старину так принято было делать в тех
исключительных случаях, когда в дом приходил нежелательный гость. Хозяин
подавал ему пиалу наполненную до самых краев горячим чаем, таким
дипломатическим образом давая гостю понять, что он является персоной нон грата
и с ним не хотят общаться. Гость, понимая намек хозяина, выпивал чай и
удалялся. Но этот обычай остался далеко в прошлом, в наши дни он уже не
соблюдается.
Традиционным местом чаепития в
Узбекистане является чайхона (чайхана). Место для чайхоны принято выбирать
поближе к воде, под кронами раскидистых тенистых деревьев. Традиционный
интерьер чайхоны состоит из низких диванов, которые застилают коврами, и таких
же низких столиков.
Узбекские праздники
Узбекский народ любит и умеет
праздновать. Свадьба, юбилей, национальные праздники - любое праздничное
мероприятие в Узбекистане проходит весело, гостеприимно при большом количестве
гостей с обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных
инструментов и по традиции с зажигательными танцами.
Главный государственный
праздник - День независимости, который торжественно отмечается 1 сентября. Еще
два значимых праздника - это День Конституции, отмечается он 8 декабря, и День
памяти и почестей, который, как во многих других странах отмечается 9 мая.
Одними из самых значимых мусульманских праздников являются Рамазан-хайит и
Курбан-хийит. Праздник Рамазан-хайит - это прекрасный праздник духовного и
нравственного очищения. По исламским законам этот праздник начинается на 9-й
месяц мусульманского года Хиджры после окончания 30-дневного поста.
Курбан-хайит - один из самых важных мусульманских праздников. В этот день
верующие совершают положенные ритуалы, а затем принимают гостей или сами идут в
гости, занимаются благотворительностью.
Асалом, Навруз или с Новым
годом!
Слово "Навруз"
переводится, как "новый день". Праздник отмечается 21 марта. Именно в
это весеннее время года природа окончательно просыпается после зимней спячки,
своим обновлением символизируя начало нового года. Навруз - древний
праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.
Как же празднуют Навруз в наши
дни? Если празднование европейского Нового года начинается в полночь, то Навруз
празднуют днем. Как и Новый год, Навруз - праздник семейный, его так же принято
справлять в кругу родных и близких. Вслед за основным днем празднования Навруза
- 21 марта, следуют еще 13 праздничных дней, когда принято приглашать гостей, а
также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых.
В праздничные дни в парках и садах по традиции высаживается большое количество молодых
саженцев фруктовых деревьев.
Купкари
С празднованием Навруза связана
любимая в народе древняя национальная игра купкари (улок, бузкаши).
Это игра по-настоящему сильных и смелых мужчин. Верхом на лихих скакунах игроки
на полном скаку стремятся отобрать друг у друга молодого барашка.
Обряды узбекского народа
У каждого из народов,
населяющих нашу планету, существуют свои обряды, которые формируются веками.
Обряды узбекского народа, основанные на богатейшем культурном наследии предков,
пришли в современную жизнь, сохранив свою самобытность и многообразность. В
жизни узбеков обрядам отводится особая роль. Например, такие радостные моменты
жизни, как рождение и воспитание детей, помолвка, свадьба сопровождаются
необыкновенно яркими древними обрядами.
Бешик-туйи
И вот радостное и важное
событие - появился на свет новый человек! В узбекской семье появление младенца
сопровождается древним ритуальным празднеством "Бешик туйи" -
"Деревянная колыбель". Этот обряд проводится обычно на седьмой,
девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения
обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель "бешик" и
необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей,
традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в
скатерть - дастархан. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения
обряда. В доме собирается много гостей, которых проводят за праздничный стол,
заставленный богатым угощением. И пока гости угощаются, наслаждаются игрой
музыкантов, празднуют и веселятся, пожилые женщины в детской комнате совершают
обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении
церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка. Гости заходят в детскую
комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими
сладостями, согласно обряду это делается для того, чтобы жизнь ребенка была
радостной и благополучной.
Хатна-килиш
Малыш подрос. Теперь ему
предстоит пройти очень важный для него обряд хатна-килиш или суннат
туйи. Это очень древний, освященный исламом, узбекский обряд обрезания.
Проводится он у мальчиков в возрасте от трех до девяти лет. В народе этот обряд
еще называют "свадьбой". В завершении обряда гости поздравляют
мальчика, осыпая его деньгами и сладостями. И вот кульминационный момент - в
центр празднования выводят молодого жеребца, украшенного нарядными лентами и
богатой сбруей. С пожеланиями вырасти могучим и храбрым джигитом мальчика
усаживают на коня. И в завершение ритуала начинается праздник с обильным
угощением, музыкой, танцами.
Ах, эта свадьба!
В жизни узбекского народа
свадьба является исключительно важным значимым событием. Отмечают свадьбу
особенно торжественно, с обязательным соблюдением целого ряда свадебных
обрядов. День свадьбы начинается с плова. В этот день в домах жениха и
невесты устраивается свадебный плов, причем плов для дома невесты
готовится в доме жениха. Бракосочетание в ЗАГСе происходит после того, как имам
мечети прочитает молодым молитву о бракосочетании - "Хутбаи
никох" и объявит их мужем и женой перед Богом.
Как только невеста переступает
порог дома жениха, начинается празднование свадьбы. За праздничным столом
собираются многочисленные гости. Количество гостей в двести и даже триста
человек на традиционной узбекской свадьбе вполне обычное явление. Празднество
проходит весело, ярко, зажигательно. В завершение свадьбы проводится еще один
старинный обряд - выкуп невесты, который происходит в специально
отведенной для молодых комнате.
На следующее утро после свадьбы
совершается обряд "Келин салом". Этот обряд означает прием
невесты в новую семью. Родители, родственники и друзья жениха собираются во
дворе, одаривают невесту подарками и благословляют ее. Невеста в свою очередь
приветствует каждого, низко кланяясь. С этого момента начинается семейная
жизнь.
Утренний плов
В каких случаях плов готовят
утром? Старинный обряд утреннего плова - это не только праздничный, но и
поминальный плов, который и в том и в другом случае обслуживается только
мужчинами. Приготовление утреннего плова начинается с вечера, с проведения
обряда шинкования моркови - "сабзи туграр". Сам утренний плов
готовят к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози".
Именно участники молитвы становятся первыми, кто отведает свежеприготовленный
утренний плов. О начале утреннего плова извещают звуки карнаев и сурнаев.
Гости рассаживаются за столами и, совершив обряд пожелания - фотихи,
приступают к трапезе. Вначале на стол подаются лепешки и чай, затем плов в
больших ляганах, один ляган рассчитан на двух человек. По окончании трапезы
вновь совершают обряд фотихи. Почетным гостям по окончании утреннего плова
обычно преподносят в подарок национальные мужские халаты - чапаны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий