Мордва — финно-угорский народ,
который делится на два субэтноса — мокша и эрзя.
Верующие — в основном православные,
есть также приверженцы народной религии (традиционная религия
мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.
Каждый из двух мордовских
субэтносов имеют собственный язык: мокшане — мокшанский, эрзяне — эрзянский
Внешность
Мокша представляет большее
разнообразие типов, чем эрзя. Рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими
у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, со смуглым цветом кожи и с более
тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый,
но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно
женщины).
Менталитет
Когда в разговорах упоминается
мордовский народ, на ум в первую очередь приходят любопытные поговорки о
мордве: «упрямый как мордвин», «поперечная мордва», «мордовский гвоздь — сучок»
и др.. А. М. Горький, знаток мордовской психологии, вывел на первый план
доброту и трудолюбие, ум и рассудительность, вольнолюбие и сильную волю,
смелость и решительность, честность и правдолюбие мордвы.
Представители мордовской
национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов,
обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения,
честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они
предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное
достоинство.
Комплекс одежды
Женский мордовский костюм.
Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Сшивалась
из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине
груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине
холста. Воротника не было. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой -
сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не
зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень
плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой
полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники
поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины одевали богато вышитую рубаху покай.
Мужской мордовский костюм.
Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха и штаны. Рубахи
носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом
носили распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью надевали
сумань - Также демисезонной одеждой был чапан, Его одевали в дорогу поверх
другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой мужчины носили шубы
из выделанных овчин. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым.
Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, Летом
колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, картуз, который вытеснил валяные
шапки.
Хозяйство
Во внешнем быту мордвы, её
жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального,
хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большей
разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то
окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в
некоторых местностях, производства поташа, конопляного масла,
домашних сукон (любимый цвет мордвы — белый). К искусству мордва
равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются
резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего
костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. В свадебных
обрядах и обычаях мордвы сохранились ещё многие черты старины, отголоски
старинного брачного и родового права.
Кухня
Мордовская кухня во многом
напоминает русскую благодаря тесной и многовековой интеграции двух народов.
Доказательством этого может служить тот факт, что самые распространённые
блюда — это щи со свежей капустой, сваренные на мясном бульоне, а также каши
из различных круп, картофель.
Изобилие рыбы и дичи,
разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии у
мордвы. Рыба была одним из основных видов пищевого сырья. Рыбу ели сырую,
мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную;
Национальным мясом у мордвы была зайчатина. Мясо и птицу тушили, пекли и
варили.
Для национальной кухни типичны
отварные или томленые блюда, а точнее томленые мясо и рыба в сочетании с
отдельно приготовленными отварными или пареными (томлеными) овощами (паренки).
Мясо употреблялось для приготовления супов. Его также тушили с картофелем,
капустой, а также заготавливали впрок: солили, сушили, коптили. Ливер в
основном шёл для начинки пирогов, пельменей. Нутряной жир перетапливали или
солили. На нем жарили, добавляли его в первые блюда. Из головы и ног делали
холодец. Довольно часто употребляли мясо птицы и яйца. Из овощей национальными
можно считать редьку и репу, из пряных трав — жеруху, хрен, ложечную траву,
лук, сарану, борщевик, лесной хвощ (пермский подвид), крапиву, молодую сныть.
Продукты огородничества — капусту, огурцы, лук и др. — ели в сыром, пареном,
соленом виде. С ними готовили супы и щи. Грибы — также существенный элемент
национального пищевого рациона. Их, как правило, отваривают, реже жарят, но
охотнее всего солят, квасят и сушат.
Садоводство было развито слабо,
поэтому сладкий стол относительно скромен — в основном питании использовали
дикорастущие растения: калину, черемуху, ягоды, щавель. Их ели свежими, сушили,
делали начинку для пирогов. К национальным кондитерским изделиям можно отнести
пироги с тертой сушеной черемухой, со свежей калиной (чевчелень-прякат) и
пироги со щавелем, слегка подслащенным сахаром или мёдом. Мёд использовался
широко. На основе мёда у мордвы созданы национальные обрядовые и праздничные
блюда. Особое место занимает использование зерна и каш из него, предпочитают
пшено, хотя перловка, полба и рожь (черная каша) также долгое время считались
основным сырьем для приготовления кашиц — сильно разваренных каш, разжиженных
затем водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука.
Особенностью использования зерна является также фарширование крутыми кашами (в
основном, пшенной) свиных кишок и обжаривание их в сале. Хлеб выпекался
преимущественно из ржаной и пшеничной, реже ячменной и овсяной муки. Пекли его
из кислого теста на закваске. Блины делали довольно толстыми из пшеничной,
пшенной, гречневой, гороховой муки. Их ели с молоком, маслом, мёдом.
В начале ХХ века они были
вытеснены тонкими блинами из пресного теста. Из картофельного крахмала готовили
лапшу. Из молочных продуктов использовали коровье и козье молоко, которое пили
в сыром виде, использовали для приготовления первых блюд, мучных изделий, каш.
В большом количестве употребляли кислое молоко. Его готовили из топленого
молока, заквашивая сметаной или простоквашей. Из кислого молока делали напиток
— ирьян, с добавлением соли. Для более длительного хранения из кислого молока
делали пресованую массу — кольцягат. Её также могли разбавлять водой или
молоком, в этом случае напиток назывался сузмой. Из молока делали творог, масло,
в некоторых местах самарская мордва делала сыр – крут.
Свадьба по-мордовски
Мордовская свадьба – одно
из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды, как у эрзян, так и
мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.
Традиционную мордовскую свадьбу
можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические
эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи,
обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе),
перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Невеста в
течение нескольких вечеров причитывает, прощается с родным домом, откуда ей
«так не хочется уходить» в дом «ненавистного поработителя», укоряет родителей,
«продающих» ее «в рабство ногайскому князю» и т.д.
Заключение браков традиционно
являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное
внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье
девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.
Оформление брака обычно
происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно
разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную
композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами
символико-магических мотивов.
Сватовство.
Остановившись выбором на
известной девушке, родители жениха в один из «легких» дней (воскресенье,
вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе
невесты своему сыну; спрашивают родных, не знает ли кто из них каких-либо
недостатков и пороков за этой девушкой. Тщательно обсудят все обстоятельства
выбора и, по одобрении его всеми родственниками, начинают молиться – просить
помощи в задуманном деле у вышнего бога (Верешки паза).
После продолжительных
переговоров и совещаний с родными и дочерью отец невесты соглашается, наконец,
пригласить отца жениха для окончательных переговоров о цене и дарах. Цена,
назначаемая за невесту, в разных местах различна; она пропорциональна дарам,
которые невеста должна сделать родственникам жениха, и одежде, которую отец
невесты обещает справить своей дочери.
Начинался свадебный цикл со
сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать
невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим
предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял
медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на
воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал
сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями
устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему
возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки,
подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына
хозяина.
Второй этап сватовства,
собственно само сватовство – ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него
договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве
приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от
каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били
по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с
собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме
невесты, что символизировало союз двух семей.
Окончательно просватанными
считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс
симомась (м.). – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на
посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.
Последним этапом сватовства
является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители
жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день
свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до
самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным
домом, с вольной девичьей жизнью.
После сватовства идут
многочисленные обряды вплоть до отъезда невесты из родительского дома: день
каши, мытья невесты в бане, заплетания косы, прощание невесты с улицей, укладка
сундука, приезд свадебного поезда к невесте, расставание с девичеством,
благословление невесты, раздача подарков и отъезд невесты. Каждый из этих
моментов сопровождается причитанием невесты. Все это происходит буквально в
последние 1-2 дня. В это время невеста почти не перестает причитать и днем, и
ночью, по всякому поводу.
Этот день и следующая ночь,
которые невеста в последний раз проводит в доме своих родителей, бывают для неё
самыми тяжелыми. За это время она должна выполнить массу разных обрядов и
безостановочно причитывать: от этого многие невесты к концу своего отъезда в
дом жениха до того охрипают… что не в состоянии бывают не только причитывать,
но и говорить порядочно.
Приготовление к свадьбе.
После пропоя невеста начинает
готовиться к свадьбе: приготовлять дары и учиться причитывать. Из этих
приготовлений более всего озабочивает невесту приготовление даров, которых
требуется с нее немало, и должны быть все своей работы. Так, чтобы сыграть посредственную
мордовскую свадьбу, невесте необходимо иметь для себя и для даров: от 10 до 20
вышитых женских рубах… поэтому свадебные дары приготовлялись постепенно, в
продолжении нескольких лет.
Хозяйственные мотивы старой
мордовской свадьбы прослеживаются в обычае щедрой раздачи невестой подарков
почти всем многочисленным членом семьи, а иногда и родным жениха. По ее
подаркам судили, хороша ли она работница, умеет ли ткать, прясть, вышивать.
Поэтому каждая девушка старалась подготовить как можно больше подарков,
занимаясь этим с малых лет.
Дня за три до свадьбы приезжает
от жениха ближний родственник и назначает день приезда поезжан; с этой минуты
невеста начинает плакать и прощаться со своей девичьей жизнью, а поезжане
начинают стряпать кушанье, варить пиво и изготовлять все к торжеству.
Свадьба в доме невесты.
Так называется последний день
пребывания невесты в доме своих родителей.
В этот день собственно и
начинается самая свадьба; в этот день в доме невесты родственницы угощают ее
последней раз кашей. Каша в этот день приготовляется не только у самой невесты,
но и в каждом доме её родственников, откуда последние приносят ее невесте в
чашках. Некоторым невестам приносят каши чашек до 30 и более. Число принесенных
чашек девицами отмечается мелом на матице – для внимания поезжан и особенно
жениха. «Пусть,- говорят, - от нечего делать считает жених, сколько чашек
каши принесли невесте и судит по этому об обширности её родни.
Баня девичества.
Баня является обязательной
частью мордовской свадьбы. Обставляется она с особой торжественность: в неё
невеста ходит с многочисленными подругами и как по дороге туда и обратно, так и
в самой бане все время причитывает…
В девичью баню невеста ходит с
непокрытой головой, какой бы ни был мороз…В баню ведут невесту подруги…
Топка бани девичества.
По окончании обряда с
кашей, т.е. когда все принесенные родственниками каши будут съедены и подруги
выходят из-за стола, невеста садиться на свою подушку на передней лавке и
начинает причитывать…
Пока топится баня, подруги
невесты с песнями отправляются к жениху (если он из того же села) за веником и
мылом… дают им веник и мыло. Подруги украшают веник разноцветными лентами,
попляшут с ним в доме жениха и отправляются домой…Дома мыло и веник передают
невесте. Невеста бросает мыло в угол, а веник разламывает и топчет ногами… »
Укладка сундука.
До замужества редкая мордовская
девица обладает собственным сундуком для одежды. Она обычно пользуется или
сундуком матери, или хранит свои вещи в коробе. Покупает сундук обычно свекор.
Это ставиться ему в условие при сватовстве. На свадьбе имущество невесты
укладывают в новый сундук.
Приезд свадебного поезда к
невесте.
Звуки колокольчиков и
бубенчиков приближающегося свадебного поезда поднимают на ноги всю молодежь
деревни, главным образом женскую половину ее; все бегут к дому невесты, чтобы
посмотреть на жениха, сваху и поезжан…В доме невесты поднимается суматоха.
Народ стремится войти в избу. Хозяева суетятся, приготовляются к принятию
гостей.
Девушки собрав с поезжан
деньги, входят в избу… стряпухи проверяют все ли нужное привезено… внимание
обращается на деревянную чашку (совамо кедьге), которая по обычаю обязательно
должна быть, но не редко забывается поезжанами.
В избе поезжане складывают
привезенные запасы на стол. Пироги обычно привозят в лукошке… Домашние
приготовляются к молению: на стол с пирогами ставят свой каравай с солонкой и
горшок каши. Ни ложек ни ножа во время молений не бывает… Когда все
готово… Покш куда снимает с головы жениха шапку, кладет в нее несколько
медяков… объясняет, какими ресурсами он обладает. Извлекают из шапки деньги…
Шапку снова одевают на голову жениха, и он остается в ней до самого пребывания
в доме невесты.
Этот обряд называется «содамонь
шапкань идима»- выкуп жениховой шапки… После этого перед иконами зажигают свечу
и начинают молиться, чтобы благополучно, без споров и неприятностей прошла
свадьба, чтобы бог дал любовь новобрачным, чтобы наградил их детьми, на их
счастье уродился хлеб, размножился скот, чтобы между новыми родственниками была
дружба и прочее.
Мужчины, провожатые невесты «
…на подушке выносят ее во двор, сажают на приготовленную телегу и увозят с
подругами в дом дяди… » там она отдыхает. Поезжане вместе со свахой
отправляются в этот дом, а жених остается в доме невесты. «Его кормят стряпухи
ужином и укладывают спать»
Свадьба в доме жениха.
В доме жениха свадьба
начинается печением пирогов для свадебного поезда. Накануне этого дня
приглашают двух-трех женщин из родни затевать тесто для пирогов и приготовлять
все необходимое для гостей…
Тесто для пирогов затевается с
особенным торжеством: квашня выносится из чулана на середину избы; стряпухи
становятся вокруг квашни, к ним присоединяется мать жениха и другие женщины.
Одна из них пучком зажженной лучины обводит нутро квашни (сувтасы), чтобы
изгнать нечистую силу; другая после этого наливает воды в квашню, третья кладет
муки, четвертая мешает закваску. Сделав это, женщины с пением обходят три раза
квашню посолонь. Впереди идет стряпуха с зажженной лучиной, за ней – все
остальные, кто с кувшином, из которого лили воду в квашню, кто с лукошком, кто
с мешалкой.
После каждого оборота
останавливаются, и стряпуха, имеющая в руках мешалку, мешает закваску.
Во время обхода квашни стряпухи
поют.
Свадьба в доме жениха после
Венца.
Родители жениха выходят
на крыльцо, отец с иконой в руках, мать с караваем и солонкой…родственница в
вывороченной шубе и шапке, в руках она держит сковородку с хмелем и потухшими
углями .Молодые кланяются в ноги родителям, затем целуют по очереди икону и
отца, потом каравай с солонкой и мать. После этого отец с матерью входят в
избу, а их место занимает медведь – родственница в вывороченной шубе. Она
сначала осыпает молодую хмелем и произносит – «Будь легка в работе как хмель...
Пусть, как хмель, вылетят из твоей головы девичьи мысли.» Затем к ногам
невесты кладет сковороду с углями и произносит – «Будь пекущей и варящей».
Невеста три раза отталкивает сковороду ногой, показывая тем, что она не желает
быть стряпкой…отталкивает сковородку: если сильно и быстро, то говорят – «О
сердитая, сердитая молодушка», если тихо – говорят «Не сердитая молодушка.»
По окончании этой церемонии
молодых вводят в дом: впереди идет дружка, одной рукой ведет жениха, а другой –
веником подметает дорогу молодым, чтобы им под ноги не попалось наговоренное
вещество и не испортило бы их; жених ведет за руку невесту, а невеста – сваху.
При входе молодых в избу один из родственников делает несколько выстрелов в
воздух, чтобы разогнать нечистую силу.
В избе молодые становятся перед
накрытым столом, и все родственники начинают молиться…
По окончании моления молодых
сажают за стол и начинают кормить обедом. Обоим молодым дают одну ложку и круто
насоленную горбушку ржаного хлеба. От горбушки сначала откусывает молодой, а
потом молодая. Это повторяется три раза. За тем тут же за столом молодым дают
на руки ребенка (мальчика). При этом говорят: «Вот вам ребенок, учитесь нянчить
детей, дай бог вам семерых сыновей и семерых дочерей».Ребенка сначала
держит на руках жених, потом передает молодой; молодая целует ребенка и
возвращает матери. Молодой дарит ребенку семишник, а молодая – медное кольцо.
После этого молодых уводят в чулан. Здесь молодую знакомят с печкой и кухонными
принадлежностями. Дают ей подержать ухват, кочергу и пр. Подводят молодушку к
печке и говорят – «Вот, печка-матушка, молодую взяли, будет перед тобою ходить
– полюби ее. Здесь покормят молодых, а затем поведут укладывать в амбар.
Традиционно у мордвы был
распространен матриархат.
«Жена – всему голова»
У языческой мордвы было больше
сотни богов. Почти на каждый предмет или природное явление приходился свой
«хозяин». Больше всего при этом было богов женских: Вирява – богиня леса, Чиава
– богиня солнца, Кудава – богиня дома. У каждой богини был муж – покровитель
той же стихии или явления. Но роль мужей, как правило, была куда менее
значительной.
Вообще же, некоторые историки
утверждают, что для древней мордвы был характерен матриархат. Женщина в
мордовской семье пользовалась очень большим влиянием на мужа. В мордовских
языках даже существовали такие пословицы: «Муж говорит, жена думает» или «Не
верь мужу, спроси у жены».
«Русский и мордвин всегда друг
друга поймут!»
Любопытный факт: не существует
мордовского языка как такового. Есть язык мокшанский – им владеет мокша – и
эрзянский, на котором, соответственно, разговаривает эрзя. Оба языка
распадаются на пять диалектов, а мокшанский – еще и на семь говоров.
Очень много в мордовских языках
заимствований из русского. Так, например, и там и там есть слово «вечер».
Однако у мордвы закрепилось оно в значении «собрание, проведение какого-то
мероприятия, торжества». Еще один интересный пример – слово «доска», которое
означает только и исключительно школьную доску. А для обозначения доски вообще
в мордовских языках есть слово «лаз».
Ножницы под подушкой
Как в старину определяли,
какого пола ребенок родится у женщины? Да очень просто. Выступили на коже
темные пигментные пятнышки – значит, быть мальчику. После родов ребенка и
роженицу обязательно мыли в трех водах. В воду, в которой надлежало купать
младенца, бросали деньги: считалось, что этот нехитрый оберег в будущем
принесет малышу богатство и счастье.
Чтобы новорожденного не
«испортили» злые силы, под подушку ему клали любой железный предмет – ключ, нож
или топор. А чтобы отвести бесам глаза, малыша… продавали нищему или первому
встречному. Чисто символически, разумеется – мать тут же «выкупала» свое чадо
за две-три копейки.
Мордовская танцевальная
культура
Заимствуя некоторые характерные
особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не
менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная
поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения;
положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в
русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в
мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Скромность
девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском
танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени
жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а
демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы —
бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство —
передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и
определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот,
сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец
наивен и прост, но этим-то по-своему красив.
Комментариев нет:
Отправить комментарий