Белорусский национальный костюм
— сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который
использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.
Белорусский костюм, имея общие
корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе
взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее
отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции
интернационального городского костюма и таким образом вписывался в
общеевропейский контекст.
При изготовлении костюма
использовались такие виды декоративно-прикладного творчества, как ткачество,
плетение, ювелирное искусство, обработка кожи и другие.
История костюма
Формирование белорусского
традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К
концу XIX — началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные
этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма —
необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на
протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой
некоторых предметов одежды, ёё форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к
языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный
орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с
древнейших времён. Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм
многовариантен в образном и композиционном проявлениях.
На территории Республики Беларусь исследователи выделяют
более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к
определённой местности.
Мужской костюм
Мужской костюм обычно состоял
из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда).
Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом. Карманы отсутствовали,
их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к
кожаному поясу.
В качестве верхней одежды
использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались
дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили
шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась
по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя».
Существовало большое
разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из
соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха) Головные уборы также делали из
домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.
Мужчины носили лапти в качестве
повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги. Беднейшие
слои крестьянства иногда носили лапти круглый год, утепляя их с помощью
подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами.
Постолы изготавливались из
куска кожи, края которой отлого изгибались и стянуты вверху лыком, бечевкой или
ремешком.
Очень редко на северо-западе крестьяне
носили деревянную обувь.
Женский костюм
Женский костюм более
разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса:
с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к
которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два
первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и
северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми
вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на
рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян,
палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в
серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались
кружевами, складками, вышитым узором; безрукавки (гарсет) — вышивкой,
кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое
количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили
различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.
Женская верхняя одежда чаще и
богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не
очень сильно отличалась от мужской.
Женские головные уборы имели
важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить
семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы
использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно
меняли девичий убор на женский.
Коренные отличия существовали
между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие
разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец,
надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.
Существовало большое количество
способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю
жизнь и надевалась на неё при похоронах. Зажиточные женщины изготавливали свои
намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и
серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более
дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как
правило, сохранялось.
Также женщины использовали
такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные
уборы.
Женщины в крестьянских семьях
чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские
башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее
зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на
заказ.
Пояса
Пояс, который использовался в
мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых
и серебряных нитей. Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел
обрядовое, религиозное и социальное значение. Его изготовлением занимались
мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и
ценился во многих странах.
Украшения
Для украшения носились серьги,
бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев — иногда жемчужные,
рубиновые). Другие украшения — броши, браслеты, кольца — также носились в
основном зажиточными слоями населения.
Ткани и материалы
В белорусском национальном
костюме использовались только натуральные ткани, которые изготавливались в
домашних условиях, в основном это были лён и шерсть, также применялась ткань из
волокон конопли. Для окраски пряжи использовались натуральные красители: настои
трав, коры, листьев деревьев, болотной руды.
Для изготовления верхней одежды
применялись сукно и овчина.
Красные нитки для вышивки
покупались, но после уже в домашних условиях докрашивались в коричневый и
бордовый.
Оформление
Чаще всего одежда была белого
цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным
узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте
использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные
узоры и их сочетание с геометрическими.В обязательном порядке оформлялись
орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.
При изготовлении костюма
использовались вышивка, браное, выборное, перевыборное, закладное, ремизное,
переборное и узорное ткачество, кружево и аппликация.
Для изготовления поясной одежды
широко применялись полихромные суконные ткани.
На фартуки пришивали покупное
или самодельное кружево.
Особенности кроя
В белорусском костюме
использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с
кокеткой. Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина
которого достигала 35-40 см.
В старину чаще всего сорочки
кроили без швов на плечах, просто перегибая ткань, но к XIX веку такой покрой
считался устаревшим и использовался только в обрядовой одежде. Крой стал
поликовым, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью
прямоугольных вставок — поликов, вставок из того же самого материала.
Воротник присутствовал только в
праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты
был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару
пуговиц сбоку или спереди, отложной — на запонку (шпонку) или стягивался лентой
или полоской цветной ткани.
При раскрое юбки из полотна
делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести
продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около
пояса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий