Молодежных течений на
протяжении последних 40-лет было бесконечно много и нельзя каждое из них
конкретно отнести к кому-либо виду подразделений, ибо каждое из них включает в
себя элементы других. Выделим
три направления молодежной контркультуры:
1. Анархо-нигилистические -
экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка,
которые можно также назвать радикально-деструктивными. К ним относятся:
Панки (от англ. Punk -
отбросы, гнилье, что-то ненужное). Стандартной панковской прической
считается «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной
голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже
просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную
одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с
дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским
булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду - в куртки, майки, джинсы и
даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.
Основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме
нее в почёте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа
«Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и
ставший самостоятельным музыкальным стилем. Идеология панков довольно близка к
хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями,
однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно
прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет».
В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям
считаются анархистами.
Скинхеды – (от англ.
Skin head - бритоголовый, букв. Кожа-голова). Слушают стиль «ой»,
чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку). Внешний вид: соответственно
своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой.
Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны
или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»).
Идеология: практически все скины исповедуют крайне агрессивный национализм и
расизм. Идеальным режимом - немецкий национал-социализм. На западе существуют
«шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp - острый, резкий), выступающие под
лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой,
прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ.
Gay - гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще
больше, чем расовые. Частым развлечением скинов являются драки с
афроамериканцами, а также избиение представителей других национальных и расовых
меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно
молодые («пионеры»), - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены
в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами
других клубов.
Металлисты – поклонники металла. По их мнению существуют как
минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше):
трэш, дум и дэд (от англ. thrash - бить, doom рок, судьба и dead - мертвец
соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний
вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается
черному. Для металлистов конца 80-х - начала 90-х характерно наличие в одежде
большого количества металлических заклепок и цепей. Идеология: из всех движений
металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения
к материальным ценностям.
Гопники - неконтролируемое организованной преступностью или
контролируемое в меньшей степени сообщество. Они быстро проявили себя как
«культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов,
роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре,
может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние
молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.
Футбольные фанаты - близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны)
футбольных команд. Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В нее
входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все
матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию
болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» -
битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города
очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом
хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями)
из «Правых».
Хакеры - этим термином называют всех сетевых взломщиков,
создателей компьютерных вирусов и других компьютерных преступников, таких как
кардеры (используют чужую кредитную карту), крэкеры (взлом системы защит (в
частности защиты программного обеспечения, создание крэков), скрипт-кидди
(используют всё готовое, самые распространённые уязвимости, доступные
эксплойты, сам не умеет найти уязвимость или написать эксплойт (фрагмент
программного кода, который, использует возможности, предоставляемые ошибкой).
Многие компьютерные взломщики по праву могут называться хакерами, потому как
действительно соответствуют всем (или почти всем) вышеперечисленным
определениям слова «хакер». Конечно, далеко не все компьютерные взломщики (и,
тем более, преступники) могут называть себя хакерами. В России, Европе и
Америке взлом компьютеров, уничтожение информации, создание и распространение
компьютерных вирусов и вредоносных программ преследуется законом. Злостные
взломщики согласно международным законам по борьбе с киберпреступностью
подлежат эксртадиции подобно военным преступникам.
Сатанисты - истоки его лежат в 1950-х годах, когда ЛаВей
основал сообщество, практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и
гедонистической эгоистической философии. Сам ЛаВей признавал, что на
формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара
Рыжебородого, Николо Макиавелли, Джека Лондона, биографии таких известных
личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин. Позднее,
накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для
того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии
недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как
религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны,
а три года спустя, в 1969 году, публикует «Сатанинскую библию», в которой
описываются основы сатанинского мировоззрения - отказ от поклонения чему-либо
или кому-либо (иными словами сатанизм не есть «культ зла»); необходимость
личного развития (сатанизм позиционируется как мировоззрение самостоятельных
индивидов — способных совершать осознанный выбор); отход от догм христианской
или иной рассматриваемой в качестве традиционной морали (что тем не менее не
предполагает совершения каких-либо насильственных действий против церкви —
покуда эти действия не представляются наиболее разумным и целесообразным
поведением в данной ситуации: сатанист может делать всё что угодно, но далеко
не все является разумным; «всё можно, но не всё полезно»).
2. Романтико-эскапистские
субкультуры - отличаются определенным мировоззрением и образом
жизни, предполагают собой раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с
помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.
Хиппи - идеология - человек должен быть свободен, прежде
всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей.
Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают
против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с
обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение сознания
посредством искусства. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности.
Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что
происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных,
целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь
переносить невзгоды и лишения. Хиппи - романтики, любят все яркое,
оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей,
свободными личностями. Для раскрепощения своего сознания и ощущения свободы в
среде хиппи распространено курение гашиша, употребление ЛСД. Увлекаются
философией Востока. Из музыкальных течений предпочитают мягкий рок, в
частности, группу "Аквариум", этническую музыку разных народов. На
западе же иконами были The Doors, Jefferson Airplane и др.
Индеанисты – они изучают культуры индейцев, преимущественно
североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. Нечто
среднее между клубом американских индейцев и религиозно-мистическим движением.
При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее:
коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными ценностями.
Толкиенисты и вообще ролевики
(любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее
время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать
многих не-хиппи. Толкиенисты - поклонники известного английского
филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов -
Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена
«Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy - сказочной
фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье,
населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из
фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие -
выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со
своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского).
Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные
модели поведения в обыденной жизни. Так, толкиенист, считающий себя эльфом,
старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий
эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей
выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений
Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители
первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете,
сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев,
время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, где нужно хорошо
бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.
Готы — движение, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на
волне пост-панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна,
однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный
имидж, может проявляться интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к
хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок,
готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.).
Готическое мировоззрение можно
характеризовать, как склонность к «темному» восприятию мира, некий
романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость,
частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности
(мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к
сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов
поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него),
полуромантическое восприятие смерти.
Также характерными чертами
готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в
работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов
творчества). Впрочем, они делятся на два типа. Часть готов (как правило,
меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто
серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так
называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их
привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения,
определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во
главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует
определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо
существенным изменениям структуры готической субкультуры.
Эмо - (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодежная
субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального
стиля. Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек;
ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень),
эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка). Эмо характеризует основанный на
эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность,
акцент на внутренних переживаниях.
Существует стереотипное
представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Несмотря на то, что
эмо-рок появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих
субкультур совершенно различны. Эмо-культура начисто лишена агрессивного
мачизма, столь характерного для хардрока, прямого предка эмо. Эмо-культура
пропагандирует Стрейд -Эдж, то есть здоровый образ жизни: отказ от табака,
наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Однако только
меньшинство представителей эмо следуют этим правилам.
Большое значение придаётся
таким ценностям, как дружба и любовь. Они ставятся на пьедестал среди прочих
явлений жизни. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность,
верность, искренность. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка
до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в
разные стороны. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи,
использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью,
благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.
Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными
значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный),
хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми.
3. Гедонистическо-развлекательные:
Байкеры - (от англ. разг.
Bike - велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто
называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока
- панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать
корректным. Слушают тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим
разнообразием музыкальных пристрастий.
Основное понятие в идеологии
байкеров - мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на
тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к
себе у байкеров не вызывают.
Рэйверы - (от англ. Rave - бред, бессвязная речь) возникли в
США и Великобритании. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей
техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные
дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды
рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов
(винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры:
легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть
одетым по последней моде…
Развитие субкультуры рэйва шло
параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие
галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически
неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели
молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рейв-субкультуры -
высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Растаманы – появились в начале 1990-х годов, они зачастую не
являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины
африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по
признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы
считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской
концепции — многие слушают Боба Марли, СКА и музыку регги. В целом, используют
для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в
одежде), носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения
американских чернокожих в Африку.
Рэпперы, брейк-дансеры, графиттеры – слушают рэп. Российские
реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с
преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают
себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэпа во многом
пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры
и скейтбордисты слушают рэп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах. Впрочем
это же относится практически ко всем современным субкультурам.
Мажоры, гламурщики - английское слово glamour возникло в
средние века как вариант к grammar «грамматика», «книга», заимствованного из
фр. grammaire (развитие значений такое: грамматика → сложная книга → книга
заклинаний → колдовство, заклинания → чары, очарование; ср. также фр. grimoire,
рус. гримуар «книга заклинаний», того же происхождения). Применяется прежде
всего к людям, страдающим погоней за модой, моде на одежду и косметику, а в
расширительном употреблении — также к стилю жизни, развлечениям и прочему. К
«гламурным» обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в «женских»
и «мужских» глянцевых журналах (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный
журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменимые).
Комментариев нет:
Отправить комментарий