Азербайджанцы — тюркоязычный
народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную
часть населения северо-западного Ирана.
Говорят на азербайджанском
языке.
Верующие азербайджанцы
преимущественно исповедуют ислам шиитского толка.
Национальная одежда
Традиции в одежде на территории
Азербайджана сохранялись в своей самобытности благодаря разнообразию
естественно-географических условий и исторически обусловленной неравномерности
в развитии социально-экономической жизни и культуры. Одежда отражала
особенности хозяйственно-культурного развития той или иной зоны страны.
Азербайджанская женская одежда
конца XIX — начала XX в. состояла из нижнего и верхнего платья, а
также покрывала — чадры. Местные различия в одежде касались отдельных
деталей, не меняя общего облика национального костюма. Нижнее женское платье
аключало туникообразную рубаху (кёйнек), различного покроя юбки
(шелте, джют-туман) и штаны — узкие (дарбалаг) и широкие (джютбалаг).
Верхнее платье состояло из верхней рубахи (уст кёйнек), короткой
одежды — архалыг, распространённой в основном в юго-западной зоне
Азербайджана, в западных районах известен как кюляджа, а на
Апшероне — дон.
В
районах Гянджи и Шеки носили также одежду с рукавами и вырезками
под мышкой — леббаде. Поверх архалыга носили кожаный или бархатный
пояс (кемер). Женщины из богатых семей носили золотые или серебряные пояса. На
ноги надевали яркие разноцветные носки (джораб), орнамент узора которых сходен
с местным ковровым орнаментом. При выходе из дома надевали поверх носков туфли
(башмаг) с острыми загнутыми вверх носками. На шею богатые женщины надевали
ожерелье из продолговатых бус в форме ячменя — арпа. Заплетая волосы
в косы, женщины прятали их в парчевый узкий чехол — чутгу. Головной
убор обычно состоял из невысокой шапочки с круглым плоским донышком и прямым
ободком. Поверх шапочки повязывали небольшой шёлковый платок кялагаи.
Волосы, ладони, ногти красили хной. Традиционное искусство и символика
кялагаи, его изготовление и ношение включены от Азербайджана в список нематериального
культурного наследия ЮНЕСКО.
Азербайджанская мужская одежда
состояла: нижняя — из нательной рубахи (кёйнек) и кальсон (дизлик),
верхняя — шалвар и архалыга. Архалыг подвязывали поясом или кушаком
(гуршаг). Поверх архалыга надевали чуху, в холодных предгорных
районах — баранью шубу (кюрк) или бурку (япынджы). Шаровары шили в
основном из домотканой шерсняной материи (шал). Поверх архалыга молодые
надевали серебряный или кожаный пояс, отделаный бляшками. Существовало три
фасона чухи — со сборками, со складками и с сочетанием сборок и складок.
Грудь чухи была открытой; иногда по бокам от грудного выреза располагались
газыри (везне) — гнёзда для патронов. В сельских местностях обычно носили
шубу с очень длинными (до земли) суживающимися к концу ложными рукавами.
Горожане носили кожаные башмаки с загнутыми вверх носками — чарых,
распространены были сапоги с длинным и коротким голенищем — маст. Почти
все мужчины носили усы и бороду. Под шапкой (папах) носили вышитую шапочку
(арахчын) из белой ткани.
Кухня
Азербайджанская национальная
пища отличается большим разнообразием, насчитывая десятки видов различных блюд:
молочных, мясных, мучных, овощных и т. д. Сами способы приготовления
и потребления пищи различны и многообразны. В прошлом пища различалась также в
зависимости от географических условий и социального положения людей.
В пищевом рационе
азербайджанцев значительное место занимает хлеб. Его выпекают различными
способами. В сельских местностях его пекли большей частью на железном слегка
выпуклом листе садж. Широко была распространена выпечка хлеба
в тендирах, которые и в наши дни бытуют в районах и даже городских центрах
республики. В тендире пекли в основном чурек, нередко и лаваш. Весной
и осенью готовят гутаб — род пирожков, начинённых мясом и зеленью.
Большим разнообразием
отличаются блюда из мяса. Из свежей баранины и говядины
приготовляют басдырма, из которой затем делают шашлык. Наиболее
распространённым блюдом является пити и бозбаш (густые супы
из баранины). Популярностью пользуются кюфте бозбаш (шарики величиной
с яблоко из рубленного мяса). Рубленную баранину, заправленную рисом и
специями, заворачивают в капустные, в соленые и свежие виноградные листья,
начиняют баклажаны и помидоры. Из мелко нарубленной баранины, смешанной с луком
и пряностями готовят люле кабаб.
Распространение в Азербайджане
имеют кушанья из риса, который преимущественно используют для
приготовления плова, насчитывающего до 50 видов. Наиболее распространённым
блюдом из мяса птиц является чыгартма.
Из виноградного сока, тутовых
ягод и арбузов приготавляют дошаб. Из кизила, алычи, сливы
готовят кислую массу — туршлаваш. В качестве приправы к жаренному
мясу и рыбе употребляют гранатовый сок . Распространены сладости в виде
своеобразных конфет. Имеется до десятков видов халвы — типа повидла,
из семян кунжута, из разных орехов и т. д..
Большую роль в пищевом рационе
у азербайджанцев играет чай, сопровождающий или даже предшествующий еде.
Чай считается в Азербайджане лучшим средством утоления жажды в жаркую погоду. В
качестве напитка служит и подслащённая мёдом вода — шербет.
Быт
Традиционные занятия городского
населения — ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство,
обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность;
сельского — земледелие, хлопководство, садоводство,виноградарство, шелководство,
возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение
крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис,
а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века
сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и
полукочевой образ жизни.
Большая часть азербайджанцев в
настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев
имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно
застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных
районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами.
Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич.
Брак и семья
В дореволюционное время
внутрисемейная жизнь азербайджанцев была регламентирована нормами шариата.
Браки заключались преимущественно по сговору и по выбору родителей. В прошлом у
азербайджанцев существовали левират (выход замуж за брата умершего
мужа) и сорорат (женитьба на сестре умершей жены), которые за годы Советской
власти ушли из быта. В дореволюционное время также было распространено так
называемое люлечное обручение, когда детей обручали с колыбели. Были
распространены ранние браки девушек — в возрасте 14-16 лет и раньше.
В традиционной азербайджанской
семье уход за детьми осуществлялся только женщинами, главным образом матерью.
Азербайджанские обычаи и традиции
Азербайджан – страна свято
соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с
момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей,
праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции
Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных
верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.
Очень многое в стране подчинено
вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать
определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень
ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в
повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное
отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует
соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы). Сами местные жители,
особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным
цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.
Гостеприимство
В Азербайджане принять
гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в
гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом
вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно
договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или
другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые,
поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков.
Существуют у азербайджанцев и
некоторые традиционные способы гостеприимства высокопоставленных или уважаемых
гостей. Встречая гостя у ворот дома, у его ног резали овцу, к рогам которой,
кстати, были привязаны ленты. Кровь овцы просачивались под ноги гостя,
последний опускал руку в кровь и перешагивал через жертвенное животное. Мясо
овцы раздавалось нуждающимся. В древнем Азербайджане существовал обычай: если
прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на
то, что гостю пора в обратный путь.
Для заблудившихся в горах,
уставших, отставших в пути ночью путешественников некогда строились убежища
«аман эвляри», сохранившиеся до наших дней в азербайджанских горах в качестве
памятников старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли
гостеприимство не только у себя дома, но и вне его пределов, предоставляя
путникам кров, даже в отдаленных от села местах.
При входе в дом следует
обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на
стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для
питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с
формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа.
Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.
В любом азербайджанском доме
гостю первым делом предлагают чай. Всегда с чая начинается застолье, им же оно
и заканчивается. Причем чай приносят даже в том случае, если гость пришел не
посидеть с хозяевами, а по делу, на несколько минут.
Лишь в одном случае
азербайджанец не предлагает чай: если он не желает видеть этого человека в
своем доме и считает его врагом.
После чаепития подаются вторые
блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой
рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не
зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно
проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и
индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то
общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.
Чайхана
Еще одна традиция, связанная с
чайной церемонией. В отличие от стандартной среднеазиатской чайханы, где можно
и попить чай, и плотно пообедать, в азербайджанской чайхане подается
исключительно чай. К нему могут предложить только сладости и конфеты, но не
еду. В современном понимании иностранного человека чайхану можно с уверенностью
назвать клубом, причем исключительно мужским. Здесь обсуждают новости, дела,
строят планы, вспоминают прошлое, а главное, поддерживают отношения. В
известном смысле это заведение, призванное сохранять стабильность в обществе.
Повздорившие днем соседи встречаются вечером в чайхане. И здесь, в кругу
соседей, друзей, за стаканом чая они могут спокойно обсудить свои проблемы и
найти взаимовыгодный выход из сложившейся ситуации.
Праздники
Из праздников, которые
празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-байрам (праздник
жертвоприношения), оруджлук (праздник поста). Наиболее широко отмечается
новруз-байрам. Этот древний народный праздник нового года и весны. Его отмечают
21 марта - в день весеннего равноденствия. Готовятся к нему с конца зимы:
ремонтируют квартиры, шьют новую одежду, но главное выращивают на тарелках
пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в день праздника накрывают
стол с богатыми яствами, чтобы год был богатый и плодородный. Во дворах
разжигают маленькие костры, через которые прыгают под надзором старших
ребятишки. Празднование Новруза является одной из интересных народных традиций
Азербайджана. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы
перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся
праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о
четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе
(среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя
среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды
приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду
ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.
Свадьба
Самые богатые национальными
ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с
предварительного оповещения...
Родственники жениха отсылают в
дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении придти на
сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком
случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей
девушки.
Чай в азербайджанской традиции
является непременным атрибутом сватовства. У народа этой страны не принято
говорить на прямую: мол, выдайте вашу дочь за нашего сына. О том, что в дом
придут сваты, сообщается заранее, причем без большой огласки. В ходе же самого
сватовства разговор ведется лишь намеками и полунамеками. А ответ дается также
неоднозначно, и неазербайджанец такого ответа бы не понял. В общем, его дают
посредством чая: если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо
готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, то это означает
отказ.
Выбор имени
Выбор имён для новорожденных
тоже можно выделить как обычай. Выбор имени обычно сопряжен с определенными
трудностями. Представители доминирующего народа при выборе имени для ребенка
более свободны. Выбор может быть остановлен на имени, рифмующимся с именем
предыдущего ребенка, Без особого внимания к смыслу, имени прежнего
представителя рода, или же просто на усмотрение родителя либо другого
родственника.
Семья и семейный быт являются
носителями богатой традиционной культуры этноса. Семейный быт азербайджанцев
отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина - глава семьи - был
полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая
приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим
мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови
и других старших женщин в доме мужа. В создании семьи, рождении и воспитании
детей, духовным и эмоциональном общении, организации досуга и отдыха, ведении домашнего
хозяйства, заботе о пожилых родителях и многих других аспектах семейной жизни
проявляются и функционируют различные элементы традиционного образа жизни.
Танцы
Национальные танцы
Азербайджана, а также настоящие уличные спектакли называют составным
компонентом культуры этой страны. Одетые в национальные костюмы танцоры кружили
вокруг прохожих и собирали вокруг себя толпы любопытных зевак. Одним из самых
популярных является обряд «коса-косса» - танцы о приходе весны. Молодежь
собиралась небольшими группами и устраивала веселые импровизации прямо на
улице, получая от благодарных зрителей в награду разные сладости. Бросается в
глаза отличие мужских танцев от женских. Азербайджанские танцовщицы
вопроизводят танец, в большей степени, верхней частью туловища: головой,
руками, корпусом. Девушки околдовывают зрителей плавными движениями рук,
изгибом талии, озорной улыбкой и поворотами головы.
Характер
По своему характеру
азербайджанцы любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают
данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством,
отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть
однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними.
Нельзя не учитывать и большую
эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношение к ним или их близким
почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может
вызвать у них чувство обиды или острую ответную реакцию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий